История села Адамовка Печать

 

 ИСТОРИЯ

села Адамовка Переволоцкого района Оренбургской области

   

 

                                            Нет счастья вне Родины.

                                                                           Каждый пускает корни в родную землю.

 

        У каждого человека есть уголок земли, который ему  дорог. Это место, где он вырос, это Родина его предков.

        Село Адамовка основано в 1831году переселенцами Тамбовской губернии одноверцами села Лысых гор и Красногорской слободы, во главе с поверенным Иваном Урюпиным.

По разрешению Тамбовского земского суда от 27 августа 1830г   одноверцы выехали в Сибирь для поселения в Петропавловском округе Омской области при озере Половином.

Однако они смогли доехать только до Оренбургского уезда и в 1831г  подали прошение Оренбургскому губернатору и министру финансов разрешить поселиться в Оренбургском уезде « за неспособностью двигаться дальше».

  Место для поселения переселенцы выбрали «при урочище речки Малого Кувая». Губернатор разрешил поселиться временно на избранном месте.   

        Первые 6 семей: Маленковы, Решетовы,  Колодины, Муравьёвы,  Юшины, Юхановы поселились в Оренбургском уезде. В течение 1832г  к Урюпину подселились ещё десятки переселенцев – одноверцев Тамбовского уезда, в том числе из сёл Чертенсукого, Троицкого при поверенном Назаре  Антофсеве  в числе29 человек обоего пола: из села Лысьих  Козмодемьянской слободы при «Вожатом» Иване Заверзине в числе 45 человек обоего пола. Они тоже следовали в Омскую область, но за невозможности ехать дальше остановились у Урюпина.

 В первые годы они строили дома из камня и глины. Потолок был из хвороста.  

        Отапливались дома по чёрному. Через два года, в январе 1833г, население именовалось деревней Адамовкой и Урюпино, «по фамилии поверенного Ивана Урюпина». Комиссия по разбору переселенцев Оренбургского уезда, побывавшая в январе 1833г  в деревне Адамовка, нашла в ней 518 человек обоего пола. Любопытно, что среди жителей были переселенцы при поверенных Демиде Новиковском и Трофиме Черкасове в числе 71 человека обоего пола вернувшихся из Омской области. По сообщению комиссии «многие обзавелись  на избранном месте оседлостью, и все имеют скотоводство, « местность  переселенцам очень понравилось. Она была  ровная, богата степями. Можно было оставлять место для пастбищ, а можно для пашен. С севера загораживали горы, от холодных ветров защищал лес.

          Название села произошло от названия горы. Вторая вершина общего Сырта – Адамова гора –391м   над уровнем моря. Она почти сплошь покрыта березово-осиновым лесом. Возле неё поселились тамбовцы.  В19 веке Адамовку именовали также «Кувай», по названию речки, на которой она стоит, а в 1850г  назвали «Деревней близ Адамовой горы». Позже в село приехали переселенцы из Курска. Свои дома они начали строить вверх по течению. Эту часть села назвали «Курский конец».

          Семьи Попова, Шлыкова, Туева, Левина, Харчилина стали расселятся. Они дошли до Трушкиной горы и начали там строить свои дома. Эту часть села назвали «Оторвановкой» (от слова «оторвали»).

           В первое время жители Адамовки не ладили из-за земли с башкирами деревни Мрясово, расположенной в низовьях  по течению реки Кувай. Они считали землю, на которой стояли переселенцы, своей. Башкиры жаловались начальству, что Адамовские крестьяне пашут их землю, косят луга и рубят лес. По воспоминаниям, записанным в 80-ых годах 19 века «лесу было вдоволь, переселенцы не только городили дворы, но и даже ставили избы из собственного леса». Весной  все степи были покрыты  белым ковром - это цвела вишня и земляника. А летом если  проедешь здесь, то сок земляники тек  как кровь. Возле села было много озер, но в настоящее время их не осталось. В то время  люди занимались земледелием, ремеслом, скотоводством. Они пахали сохой и боронами бороновали землю.

Все было  сделано из дерева. У каждой семьи были своя соха и борона. Лошади и быки - это тягловая сила. После того, как пашня готова, начинают сеять. Сеяли в основном рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, а также  коноплю и лен. Чтобы льняное волокно было хорошим, лен брали  с недозрелыми семенами, т.к. семена дозревали  в снопах. Семена конопли  сушили, молотили и получали масло. Стебли  конопли мяли и получали пеньку, ее пряли и ткали грубую ткань,  из которой шили зипуны, корсеты, плели веревки. Рожь продавали или обменивали.

          Начали появляться деньги. На  эти деньги  жители  покупали  скот, выращивали, а после  везли  в Покровку на  ярмарку. Там  они  могли  этот скот  продать или  обменять на зерно. Скот  могли оставить  себе. Кожу они сдавали. Она шла на выделку. Шерсть от ягнят пряли, а белую шерсть  раскрашивали в разные цвета. Овчину сами  выделывали, дубили корой дуба, ольхи. Из обделанной овчины шили  шубы, куртки, рукавицы, полушубки.

           В 1910-11г.г. начали валять валенки приехавшие в село Адамовку специалисты из Симбирска. Из поярок (первой стрижки ягнят) валяли чесанки, они тоньше  валенок, на них обували галоши. Валять  валенки умели  многие. Это Усковы, Маленковы, Поповы, Туевы, Решетовы и другие. Одна пара валенок была на всю семью. Летом  ходили в лаптях. Их делали  из липы, которая  росла в Абрамовке. Ноги сначала обматывали  онучами. Онучи - это портянки или  обмотки для ног под сапоги или лапти. Женщины носили длинные рубахи, которые называли  станушками, т.е.  та часть, которая  закрывала стан. Мужчины носили рубашки и штаны.

            Сеяли в ручную, убирали тоже в ручную. Жали серпом, вязали в снопы, их складывали в  крестец, в одном крестце-13 снопов, крестцы складывали в копну. В одной копне 4 крестца (52 снопа), вязали по 10 копен (520 снопов), а некоторые по 20-25 копен. Зерно молотили цепом, а веяли лопатой.

             Из овощей сеяли капусту, картофель, свеклу, морковь, лук, чеснок. На бахчах сеяли арбузы и тыквы. Садоводством не занимались. Разводили птиц: кур, индеек, цесарок. Яйца продавали и покупали корм. Ягоды степной вишни использовали, как заварку для чая. Еще собирали рябину и калину. Из пареной свеклы делали пироги или, каких еще называли, чиненки.

            Хлеб пекли сами, также делали квас и брагу. Муку для кваса и браги делали из проросшей ржи. Сначала рожь проращивали, сушили, а затем мололи. Дрожжи делали из хмеля.

            В то время в Адамовке мельниц не было. Молоть зерно возили в Покровку. У Решетова Ивана Емельяновича была мельница. Она лишь очищала зерно от кожуры. Но в период коллективизации его раскулачили, а мельницу увезли.

            В доме также не было ламп, но были светильники, которые делали сами. В тряпочку клали жир, потом насаживали на проволоку и закрепляли на посуде. Это  устройство называлось солнышко.

           Водопроводов не было, а родники находились далеко, поэтому воду приходилось брать из колодцев, которые крестьяне выкапывали у себя. Специалистами по рытью колодцев были братья Усковы - Дмитрий Васильевич и Иван Васильевич.      

            С лозой определяли, где находится вода. Вырыв колодец, его обкладывали камнем, а сверху делали деревянный сруб с крышкой. Подвешивали вал, укрепляли на нем цепь, к которой привязывали ведро, чтобы все брали воду одним ведром. Колодце рыли и в сараях, чтобы поить скот. Если с этого места уходили, то колодец закрывали железными прутьями.

            Позже землю давали только мужскому полу.  За  надел платили 7 рублей. Очень часто случалось так, что платить было нечем, и крестьяне нанимались на работу к помещику Шабалову, который имел  много земли. Сам он жил в г. Самаре. На его земле крестьяне пасли скот, обрабатывали поля, косили сено. А женщины пололи лук, клубнику и получали за это 2 копейки в день.

            После Октябрьской революции земли у помещиков были отобраны. В 1928 году началась коллективизация. Бедняки помогали организовывать  сельскохозяйственную артель. Первыми организаторами были: три брата  Жеребятьевых,  Маленков Федот, Евсюков Василий.

           На первые деньги, которые появились, построили церковь и один класс церковно-приходской школы. Церковь и школу строили без единого гвоздя на шпунтах.

Детей учил священник, он был очень умный, грамотный и строгий. В школе учились читать и учили «закон Божий». Но учились только зимой, летом и весной все дети работали. Потом школу разобрали. В 30-х годах разобрали и церковь. Около нее был похоронен священник и его дочь. Население было неграмотным. Счет вели на «бадике», ставили метки.

           Тогда было открыта школа из 3-х классов. В 1912 г. на  «5» школу окончили Попов Петр Яковлевич, Муравьев Николай Андреевич (герой Советского Союза), Попова Александра Федоровна.

           Во времена гражданской войны село подвергалось нападению банды белогвардейцев, которые захватили красноармейца Асеева Максима Антоновича. Жители села оказывали красноармейскому отряду помощь, выделяли фураж, продовольствие,  обозы с продуктами, одеждой. Молодежь уходила в ряды Красной Армии и боролась за установление  Советской власти в стране. В селе власть была установлена в 1918 году. В Советах бедноты первых лет Советской власти были: братья Жеребятьевы  (Василий и Степан), Асеев Максим Антонович, Попов Сергей Григорьевич, Орлов Семен Матвеевич, Туев Федор Иванович.

            Сейчас из них никого нет в живых. Активными борцами за Советскую власть были: Ларионов Николай Федорович, который был награжден орденом «Боевого Красного знамени» и орденом «Бухарской звезды»,  Харламов Егор Яковлевич каждый служил в Чапаевской дивизии, Колодин Л.И., Симонов И.И., служившие в Буденовской дивизии.

            Созданный в 1918 году комитет бедноты, председателем которого был избран Муравьев, просуществовал до 1929 года. В  декабре 1929 года начали организовывать колхозы. В 1930 году было организовано два колхоза: имени Дзержинского, 20 лет Октября. В 1933 году объединили хутора Красная Павловка, Каран, и село Адамовка в один колхоз им. Дзержинского. Председателем этого колхоза был Асеев Максим Антонович. В 1935 году произошло разукрупнение колхоза. Красная Павловка стала колхозом им.Кагановича,  Каран - им.Калинина. В1936 году Адамовка разделилась (с-з им. Дзержинского - председатель Сапаров, 20 лет Октября - председатель Попов Е.А.)

           До Великой Отечественной войны на территории Адамовского сельского Совета были расположены: колхоз имени Кагановича—х. Красная Павловка, численность 300 человек; колхоз им. Войкова—х. Ольшанка— 330 человек; колхоз "Трудовой"—х. Батраки—280 человек; колхоз им. Калинина—"Каран",около 120 человек.

В селе Адамовка было два хозяйства: колхоз "20 лет Октября" и колхоз им. Дзержинского, население около 550 человек.

            Председателями вышеназванных колхозов были: Лихачев Я., Дударь С.С.,Ильин Д.С., Дедов Д.Н., Туев М.К„ Попов Е.А..

            К 1939 году колхозы стали укрепляться. Имели тракторы гусеничные, колесные, комбайны. Обслуживала колхозы Абрамовская МТС. Председателем сельского Совета был Попов Сергей Григорьевич.

           Особенно состоятельными были колхозы им. Войкова и колхоз им. Кагановича.

Радовский сельский Совет соседствовал с Адамовским. На территории Радовского Совета были: колхоз им. Сталина—село Власовка, население около 250 человек, колхоз им. Ленина - село Радовка около 400 человек; хутор Свободный 150 человек.

           В 1941 году оборвалась мирная жизнь. На фронт уходит почти все трудоспособное мужское население, а это более 500 человек. Была мобилизована лучшая техника. Вся работа легла на плечи женщин, стариков и детей. Начинали работу до рассвета и кончали затемно.

           Вместо мужчин за рычаги тракторов сели девчонки: Колодина Наталья Григорьевна, Колодина Екатерина Андреевна, Трифонова Анна Макаровна, Маленкова Екатерина Дмитриевна, Тугова Анастасия Егоровна, Решетова Анна Андреевна, Туева Мария Васильевна, Андреева Наталья Михайловна, Костылева , Асеева Мария Семеновна, Порватова Евдокия Степановна, Попова Домна Тихоновна , Чернова Мария Семеновна, Чумбаева Мария Михайловна, Третьякова Антонина Матвеевна, Рябова Мария Петровна, Рузаева Мария Андреевна, Журавлева Федосья Романовна, Кандаева Раиса Максимовна, Акашева Антонина Степановна, Неясова Клавдия Федоровна, Кузьмина Пелагея Степановна. Бригадирами, наставниками, готовыми в любую минуту прийти на помощь, были Разинкин Семен Андриянович, Бажанов   Емельян   Архипович. Как в полеводстве, так и в животноводстве и на разных работах трудились женщины с полной отдачей сил. Великими труженицами были по Адамовскому сельсовету Решетова Татьяна Харитоновна, Левина Мария Ивановна, Бажанова Пелагея, Решетова Мария Ивановна, Решетова Мария Федоровна, Койструб Пелагея Михайловна, Воронко Евдокия, Ольяная Марина, Дударь Евдокия, Воронко Вера, Артюхова Анна, Рублева Пелагея, Слайковская Лидия, Корниенко Александра Филипповна, Туева Татьяна Илларионовна, Муравьева Марфа Васильевна, Туева Анна Николаевна, Тугова Татьяна, Евсюкова Н.Н.

            По Радовскому сельсовету Рябова Анна Григорьевна, Касеева Елена Леонтьевна, Чернова Раиса Демьяновна, Чернова Нина Павловна, Кандаева Евдокия Терентьевна, Кичаева Екатерина Васильевна, Чернова Татьяна Семеновна, Чернова Екатерина Никифоровна, Чернова Анна Никифоровна, Чернова Евдокия Никифоровна, Третьякова Агафья Павловна, Щеняева Евдокия Андреевна, Борисова Евдокия Семеновна, Чернова Анастасия Семеновна, Иванова Евдокия Матвеевна, Неясова Ольга Алексеевна, Неясова Екатерина Дмитриевна, Лемясова Пелагея Романовна.

             Все они были награждены   медалью "За доблестный труд в ВОВ 1941—1945 г.г."

Женщины и дети во время войны выращивали хороший урожай, убирали его до глубокой осени, на быках возили на элеватор, веяли веялками и по ночам косили комбайнами. Собиралось все до зернышка, солома складывалась аккуратно в блоковые ометы. И все это руками женщин и детей. По снегу убирали вручную подсолнечник. Но никто не жаловался. У всех было одно желание —скорее бы кончилась война, каждый пуд хлеба, сданный сверх плана — это удар по врагу.

              9 мая 1945 года настал День Победы.

Но не все наши земляки вернулись домой. Многие труженицы не дождались своих мужей, дети своих отцов. 214 человек не вернулись с полей сражений в свои села. А многие стали инвалидами.

              Бывшие воины приступили к мирной работе: пахали, сеяли, убирали урожай, растили детей. Среди них Муравьев Федор Леонтьевич, Корниенко Иван Антонович, Храмшин Гаврил Федорович, Шлыков Михаил Алексеевич, Левин Алексей Иванович, Попов Федор Иванович, Решетов Иван Яковлевич, Даминев Афанасий Николаевич, Попов Федор Яковлевич, Решетов В. П., Колодин Алексей Николаевич, Ольяной Михаил Григорьевич, Козлов Федор Васильевич и другие.

Все они активно трудились на полях и фермах и на других рабочих местах на пользу сельчан в колхозе имени Дзержинского.

                За свой самоотверженный труд они были награждены Правительственными наградами, местными почетными грамотами, отмечены другими поощрениями.

          Из сел нашего Совета 170 человек погибло на полях сражений. Их фамилии высечены на плитах памятника погибшим воинам. Выполняя священный долг перед Родиной, они пали смертью храбрых на полях  сражений. Память  о них  мы сохраним.

           В 1950 году произошло слияние двух колхозов. В 1954 году  присоединены колхозы имени Кагановича, в 1958 году колхоз имени Ленина. Председателем был избран Маликов Василий Семенович. С1967г. по 1977 г.г  колхоз возглавлял Богатов Александр Петрович.

            За эти годы были  построены: школа, детский сад, правление колхоза, большой скотоводческий комплекс, большие успехи были достигнуты в полеводстве и животноводстве.

С 1977г. по 1982г. председателем колхоза был Васильев Николай Александрович, с 1982г. хозяйство возглавлял Иванов Виктор Митрофанович. В1993 году колхоз был переформирован в ЗАО им. Дзержинского. Руководил им Иванов Виктор  Митрофанович,   с 1995 года руководителем стал Некрылов  Александр Геннадьевич. За эти годы многое изменилось в селе, в  1997 году построили мельницу, в  селе провели природный газ.

Наше родное село – это его прошлое, настоящее и будущее, это красивая степная природа. Это наша Родина! Мы все, должны знать историю своего края, ведь это маленькая Вселенная,  которая учит нас всему.

 

Обновлено ( 15.04.2013 13:51 )